Ранняя профилактика дисграфий
Беседа профилактической направленности
Тема: Ранняя профилактика дисграфий
Целевая аудитория: медицинские работники (педиатры, неврологи)
Цель: ознакомить медицинских работников со спецификой ранней профилактики дисграфий с детьми относящимися к группе риска, для последующего самостоятельного просвещения родителей таких детей в данном направлении.
План беседы:
- Важность речи как средства коммуникации;
- Понятие дисграфии;
- Устранение предпосылок дисграфии до начала обучения в школе;
- Развитие дифференцированного слухового восприятия;
- Забота о своевременном исчезновении «возрастных особенностей зву копроизношения».
- Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи приводят к неуспеваемости, рождают неуверенность ребенка в своих силах, а это имеет далеко идущие негативные последствия.
Таким образом выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, учителями, воспитателями, врачами и родителями.
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайно. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимают частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках, не связанных с незнанием грамматических правил, а обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, с ни регулярностью школьного обучения.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках добавлениях и перестановках букв в словах, заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв, а также слитном и раздельном написании слов и т.д. Выше перечисленные ошибки, могут наблюдаться в совокупности у одного ребёнка, тогда это может говорить, что у ребёнка сложная (смешанная) дисграфия. Проявление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизической зрелости.
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологии. Эта борьба должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивания западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии.
Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфия значительно легче предупредить, чем устранить.
Ранняя профилактика дисграфии должна начинаться с младенческого возраста. Проведение ее полезно для всех детей, но является совершенно обязательным для детей «групп риска» (осложненная беременность, роды, травмы головного мозга, асфиксии, а также если у ребёнка в раннем возрасте были выявлены иные речевые нарушения и др).
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:
- Развитие дифференцированного слухового восприятия;
- Забота о своевременном исчезновении «возрастных особенностей звукопроизношения».
- Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Далее предлагаю рассмотреть профилактические мероприятия по каждому из названных разделов.
Развитие дифференцированного слухового восприятия
Плохо, когда ребенок, находящийся на пороге школы не дифференцирует на слух некоторые звуки речи. Чтобы этого не произошло, нужно своевременно побеспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, то есть умении сравнивать звуки между собой и различать их.
Все звуки отличаются друг от друга по высоте, силе, длительности звучания. Если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга, то мы в значительной степени подготовим его слух к различению речевых звуков.
Начать можно с самого легкого - с привлечения внимания ребенка к различным звукам (человеческий голос, звучащая игрушка, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и т.д.). Далее нужно приучить ребенка соотносить тот или иной слышимый звук с определенным скрытым от него предметом, издающим этот звук (игра «Угадай, что звучало?» с ширмой). Очень важно так же развивать у ребенка умения определять направление источника звука, специально упражнять его в узнавании людей только по голосу, что также способствует развитию дифференцированности его слухового восприятия.
При обучении ребенка различению звуков на слух на первых порах можно использовать зрительное восприятие. Любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произношении, (мягкие и твердые согласные). Далее как можно ярче подчеркнуть разницу звучания звуков. Для этого лучше всего отождествлять звуки речи с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе. (3 - зудение комара, Ж - жужжание жука).
Затем можно переходить к дифференциации речевых звуков.
Необходимо все звуки сразу связывать с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфий. Ребенок обязательно должен научиться «чувствовать» эти звуки в составе слова, поскольку это необходимо как для правильного употребления их в устной речи (С или Ш надо писать в слове «ВЕС - С - СНА»?), так и для письма.
Забота о своевременном исчезновении «возрастных особенностей
звукопроизношения»
Различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и в дальнейшем, опираясь на это различение он старается «приспособить» свою артикуляцию к получению точно такого же звучания, какое он слышит в речи взрослого. Именно для этого ребенку и необходим образец правильной речи взрослых.
Разговаривать с ребенком нужно спокойно, в небыстром темпе. Очень важно четко и ясно произносить перед ребенком отсутствующие в его речи звуки, давая ему возможность видеть артикуляцию. При таких благоприятных для становления звукопроизношения условиях у нормально развивающихся детей «возрастное косноязычие», как правило, исчезает к пяти годам и раньше.
О других дефектах звукопроизношения, в основе которых лежит неправильное строение артикуляционного аппарата или его недостаточная подвижность, я сейчас не говорю.
Развитие пространственных представлений
и зрительного анализа и синтеза
Формирование зрительно-пространственных представлений начинается у ребенка с раннего детства. Трудности ребёнка в данном направлении могут привести к оптической дисграфии, для того, чтобы это предотвратить необходимо:
- Обеспечить благоприятные условия для развития у ребенка полноценного зрительного восприятия (подвешивание перед глазами ребенка ярких игрушек для фиксации взора).
- Предоставить ребенку возможность как можно больше самостоятельно действовать с различными предметами. Пусть ребенок ощупывает, перекладывает их с места на место, манипулирует с ними. Это помогает получить реальные представления о форме, величине предмета.
- Не ограничивать возможность передвижения самого ребенка в окружающем его пространстве. В этом случае он получит представления об удаленности предметов.
- Важно содействовать развитию ориентировки ребенка в собственном теле, выделении правой и левой руки, правой и левой сторон тела.
- Упражнять в нахождении различий в сходных предметах.
Различение предметов по величине доступно детям начиная с 2,5 - 3 лет. Форму предметов - геометрические фигуры дети различают после 4 лет.
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании
грамматического строя речи
Для предупреждения аграмматической дисграфии необходима грамотно оформленная речь окружающих ребенка людей. Это связано с тем, что правила согласования слов, а значит и правила построения предложений ребенок усваивает в основном по подражанию («врожденной языковой способности» я не касаюсь). Крайне отрицательно сказывается на формировании грамматического строя речи ребенка «двуязычие» (билингвизм) в семье. В каждом из языков имеются свои закономерности изменения слов и построения фраз, и происходит «столкновение» в сознании ребенка разных грамматических систем.
Известно, что формирование грамматического строя завершается к семи годам, значит, в этом возрасте в его устной речи не должно быть аграмматизмов. Если же они еще остаются, то нужно работать с ребенком над грамматическим строем, помогая ему усвоить правильные языковые закономерности.
Что касается обогащения словаря, то в дошкольных учреждениях проводится систематическая, обширная работа в этом направлении.
Итак, соблюдение этих несложных рекомендаций поможет во многих случаях предупредить появление разных форм дисграфии их сочетания (сложная дисграфия), но и её предпосылок.