Профилактика травматизма у детей
Детский возраст – время новых открытий, активных игр, захватывающих событий и, к сожалению, распространенных детских травм. Травмы могут быть незначительными, а могут и серьезно угрожать здоровью и жизни детей. Поэтому главной задачей родителей, учителей и воспитателей является профилактика детского травматизма. Дети очень любознательны, но инстинкты самосохранения у них развиты не как у взрослых. Отсюда и повышенный процент травматизма именно в детском возрасте.
Профилактика детского травматизма является важным аспектом работы медицинского персонала и направлена на описание травмоопасных ситуаций и обучение родителей основам создания травмобезопасной среды, не развив у ребенка чувства робости и страха.
У детей раннего возраста в основном наблюдаются травмы бытового характера:
- выпадение из коляски, падение с кровати, дивана, стула; в более старшем возрасте дети часто падают с высоты — с горки, лестницы, окна и др.;
- удушье от попадания мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.) в дыхательные пути;
- ожог, причинами которого могут быть пролитая ребенком горячая жидкость, оставленная на краю плиты, стола, купание в воде температурой выше 40-60°С, контакт с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами;
- отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.), ядовитыми растениями, ягодами и грибами;
- поражение электрическим током от контакта с неисправными электроприборами, обнаженными проводами, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и открытую проводку;
- уличный травматизм при невнимательном отношении взрослых к соблюдению правил дорожного движения, их недисциплинированности, недостаточном наблюдении за ребенком.
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Родителям следует помнить, что все эти ситуации всегда неожиданны, их невозможно спрогнозировать и предугадать, но можно изменить среду, в которой растет и развивается малыш, и сделать его пребывание в ней безопасным. «Вакцина» против травматизма — воспитание. Для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами должны знать и соблюдать их.
Советы родителям, которые помогут избежать несчастного случая
Еще до рождения ребенка родителям следует запомнить очень важное правило: в каком бы возрасте малыш не находился, его положение в кровати, в кресле, на ковре должно быть безопасным. Вместе с покупкой кроватки, коляски, одежды и других необходимых вещей для малыша следует оглядеть окружающее жилище и сделать его комфортным и безопасным для ребенка.
Наиболее опасные места в доме — кухня, ванная комната, туалет и подсобные помещения (кладовки, подвалы и пр.), которыми родители пользуются ежедневно, держа малыша на руках, а позже отпуская на пол. Как правило, пол в этих помещениях выложен кафельной плиткой,он скользкий и опасный при падении. В целях безопасности необходимо рекомендовать родителям покрыть его ковровой дорожкой или специальным антискользящим резиновым ковриком.
Уже на первом году жизни малыша интересуют двери. На стеклянные двери, если они имеютсяв доме, рекомендуем родителям приклеить защитную пленку и установить специальные накладки или ступоры, которые уберегут пальчики крохи от ударов.
Как правило, в домах имеются различные дверцы и ящики. Их можно открывать и закрывать, заглядывать и доставать различные вещи — это любимые действия детей первого года жизни, но они далеко не всегда безопасны. Выполнять их необходимо только совместно с ребенком: манипулировать с ящиками вместе или наблюдать за самостоятельной игрой ребенка. В остальное время — необходимо связывать лентой дверцы открывающихся ящиков, на выдвигающиеся и открывающиеся на себя и вниз ящики и технику (холодильник, духовку, посудомоечную машину и пр.) крепить специальные фиксаторы или магнитные замки.
Для познавательного и речевого развития малыша очень полезно рассматривать окружающий мир через стекло, но делать это обязательно вместе со взрослым. Свободный доступ ребенка к окнам следует оградить и всегда следить, чтобы окна были надежно закрыты. Установите на окна специальное фиксирующее оборудование: замки, ограничители, фиксаторы, затрудняющее открывание окна. Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром; во время проветривания раскрывайте фрамуги и форточки не больше чем на 10 см. Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире, малыш может проснуться и полезть к открытому окну. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон, это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник. Не показывайте ребенку, как открывается окно, чем позднее он научится это делать самостоятельно; тем более безопасным будет его пребывание в квартире .Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона — впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
Большую опасность представляют москитные сетки на окнах: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша!
Ребенок раннего возраста интересуется работающей бытовой техникой: микроволновой печью, духовкой, плитой, миксером и др. Всегда следите за этим процессом вместе с ребенком, соблюдая определенную дистанцию, рассказывая о правилах безопасности. Установите ограничители (ими могут служить стулья или специальные «заградительные ворота»), чтобы создать безопасную дистанцию между малышом и прибором.
Сотовые телефоны, пульты от проигрывателей (аудио, видео) необходимо прятать от ребенка — на них имеются маленькие кнопки, далеко не безопасные для малыша.
Очень часто дети страдают от ушибов об твердые предметы обстановки — приклейте специальные мягкие уголки на острые углы мебели, чтобы уменьшить последствия удара.
На втором году жизни малыш начинает обращать внимание на детали, выделять части целого. Его интересуют все мельчайшие предметы, он экспериментирует с ними, расширяя тем самым свое представление об окружающем мире. Винтики, крошки, кусочки обоев, камешки, бусины, сережки и многое другое особо привлекают его внимание. Ребенку обязательно следует играть с этими предметами — при этом развиваются мыслительные операции, речь и точные движения пальцев рук, но только под чутким руководством взрослого. Исключение составляют розетки, с которыми опасно играть во всех случаях.
На третьем году жизни малыш продолжает экспериментировать с мелкими предметами и деталями. Он начнет примеривать мелкие детали на себя, засовывать в нос и уши различные предметы. Родители должны объяснять, что можно делать, а что нельзя. Пусть запретов будет немного, но они должны быть обязательно.
Родители должны создать безопасный уголок для крохи, который станет любимым местом для игр малыша и позволит родителям свободно заниматься делами.
У детей постарше, особенно в летний период, возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм, полученных во дворах, на улице. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития. Дети в возрасте 5-7 лет, увлекаясь игрой, теряют над собой контроль, именно поэтому они чаще всего получают травмы в таких ситуациях.
Дети 7-14 лет реже получают повреждения в квартире. Жажда исследовательской деятельности влечет их на улицу, порой в совсем неподходящие для прогулок места – строительные площадки, захламленные дворы и пустыри. Импульсивность, склонность к шалости нередко делают их участниками отчаянных игр, связанных с огнем, погонями по крышам сараев, прыжками с большой высоты, влезанием на заборы. В этой возрастной группе 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.
В период каникул зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.
Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем. Особого внимания заслуживает травматизм при езде на велосипедах. Половина подобных повреждений приходится на детей 10-14 лет. Характер травм разнообразен: от легких ссадин до крайне тяжелых комбинированных повреждений, в ряде случаев заканчивающихся смертельным исходом.
Опасны и ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят среднего и старшего возраста во время игр с огнеопасными предметами и вблизи костров.
Серьезную озабоченность вызывают поражения электрическим током, которые приводят не только к глубоким ожогам, но и к остановке сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий. Причина часто кроется в неисправных проводке и электроприборах, за ремонт которых берутся сами ребята, не обладая достаточными навыками и знаниями техники безопасности.
Дети страдают также от укусов домашних животных (кошек, собак). Такие раны, как правило, плохо заживают. Пострадав от зубов животного, необходимо сразу же промыть рану крепким мыльным раствором и немедленно обратиться к врачу. Даже если животное выглядит внешне здоровым, оно может оказаться больным бешенством. Вопрос о необходимости прививок решает врач.
Выезжая с детьми на дачу, в деревню, на природу, познакомьте их с особенностями местности. Если леса вокруг болотистые, то у старых пней, в зарослях вереска, брусники, в низком кустарнике можно наткнуться на ядовитую змею – гадюку. Расскажите детям, какие ядовитые растения могут встретиться в данной местности, объясните, почему нельзя пробовать незнакомые ягоды, брать в рот листья, пить воду из незнакомых источников и поверхностных водоемов.
Непосредственной причиной тяжелых увечий являются наезды и столкновения с движущимся транспортом. Травмы, причиненные детям транспортными средствами, встречаются редко, однако они считаются самыми тяжелыми. Основной причиной возникновения ДТП с участием детей зачастую является их поведение, которое не учитывает требований правил дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, игнорирование сигналов светофора, отсутствие на одежде, рюкзаках, сумках светоотражающих элементов. Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность – наибольшее число ДТП происходит в летнее время, когда у детей много свободного времени, они остаются без контроля со стороны взрослых.
Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так. Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли. Задача взрослых – не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации.
Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущи предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Забота о здоровье ребенка включает в себя воспитание у него любви к порядку и аккуратности, выработке дисциплины поведения дома и на улице. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы фильмов, мультфильмов.
Не следует сковывать инициативу ребенка беспрерывными запрещениями, иначе из него со временем вырастет не приспособленный к окружающей среде, ничего не умеющий делать подросток. Однако родители должны быть все время начеку, чтобы, как это только понадобится, помочь советом, разумным ограничением или разъяснением.
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего сами родители должны показывать достойный образец поведения. Помните об этом! Берегите детей!
Врач хирург детский
УЗ «16 городская детская поликлиника»
Горностай Юрий Иванович